Сукотай

 stars  15 голос.

Дополнить статью

Сукотай - Таиланд 60 км на запад от Пхитсанулока, 40 тысяч человек, 1230 год, старинное название Сайам. Вторые по значимости средневековые развалины Таиланда после Аюттхаи, а в историческом смысле - колыбель тайской цивилизации. Об этом говорит и древнее название города - Сайам (не что иное, как Сиам), данное кхмерами. Сукотай был первым тайским княжеством на территории Таиланда, столицей в 1238-1350 годах. Когда столица переместилась в Аюттхаю, Сукотай оставался некоторое время независимым и был очагом сепаратизма - тут царили патриархальные порядки и сюда бежали недовольные из столицы. Но после падения Ангкора (1431) Сукотай вошел в состав Сиама.

Подъем Сукотая (в переводе - «рассвет счастья») в конце XIII века был связан с именем короля Рамы Камхенга (Рамы Смелого), младшего сына основателя города короля Индратхита. Это был первый по-настоящему великий тайский король - воин, изобретатель и дипломат. В 1282 году он встречался с китайско-монгольским императором Хубилаем и сумел повернуть все так, что до похода на Сиам дело не дошло. Рама Камхенг создал также кодекс законов, разработал алфавит и объявил буддизм тхеравады государственной религией. Кроме того, он фактически объединил страну, завоевав всю нынешнюю территорию Таиланда. Однако после его смерти в 1317 году государство распалось, а вскоре была основана Аюттхая, которая стала новым центром. Экономически Сукотай держался на рисе и ремесле (бронза и фарфор).

Нынешний Сукотай четко делится на Новый город, где живут современные тайцы и где гостиницы для туристов, и Старый город (15 км на запад), где все развалины и который объявлен археологическим парком и всемирным наследием ЮНЕСКО. Новый город стоит в крутой излучине реки Йом, и в нем мало что интересного, можно разве что посетить напротив мэрии храмик Прамэя (Phra Мае Ya) с каменной женской фигурой, одетой в красивые одежды. Скульптура была сделана в XIII веке по приказу Рамы Камхенга в память о своей матери. Ну, и еще есть также музей Санкалок, посвященный местной керамике, находящийся в 1 км от города.

В Сукотае железной дороги нет, нужно ехать автобусом из Бангкока (с Северного вокзала, 7 часов, 110-200 бат) и Чиангмая (5,5 часа, 200 бат). От Пхитсанулока можно уехать на маршрутке за 30 бат, они ходят каждые полчаса. Дорога пройдет через рисовые и хлопковые поля, лимонные и манговые рощи. Автобус приходит в Новый город, откуда к развалинам постоянно курсируют сонгтэо (15 минут). Развалины занимают 70 кв. км и посещаются туристами с 1988 года. Почти все постройки (ступы, Будды, пранги) датированы XIII-XIV веками. Самый смак заключен внутри городских стен (1300х1800 м, обнесены земляными стенами, можно, в принципе, обойти пешком). Около входа продается карта, по ней и нужно идти. К удаленным руинам придется ехать на самло или туках или же взять велосипед на день за 20 бат. Ездить легко, никаких спусков-подъемов, все на равнине. Совсем ленивые могут воспользоваться бежевыми трамвайчиками, делающими круг по основным достопримечательностям за полчаса и 20 бат. Можно приобрести билет за 40 бат, который дает право на посещение самого интересного внутри стен, можно комби-тикет за 150 бат (все руины плюс еще Сисатчаналай, о котором речь пойдет дальше).

Осмотр начинается у восточных ворот города, где останавливается весь транспорт. В 100 метрах от входа будет самый первый ват Трапангтонг (Wat Traphang Thong), стоящий на острове посреди большого пруда. Там сохранилась плита с отпечатком стопы Будды (1390), которую всячески почитают во время осеннего Лойкратонга. Потом будет |Музей короля Рамы Камхенга - такой белый домик с флагштоком. Там модель местности, старые горшки-статуи и фотографии начала XX века, демонстрирующие мерзость запустения и контраст с нынешней ухоженностью археологического парка. Там же стоит копия знаменитой каменной стелы с письменами, начертанными рукой этого самого Камхенга (первый в истории письменный памятник тайского народа), оригинал которой хранится в Национальном музее Бангкока.

руины вата Махатхат

Центр экспозиции - руины вата Махатхат (XIV век), главного храма Сукотая. Он входил в комплекс королевского дворца, от которого остались невразумительные развалины. Среди них в XIX веке королем Рамой IV и была найдена каменная стела Рамы Камхенга. От самого вата сохранилось несколько маленьких чедек, две ступы, в нишах можно рассмотреть всякие танцующие фигуры. В целом, похоже на древнегреческие руины - такие же натыканные там и здесь колонны, только временами между ними Будды. Они разнообразные - то сидящие посреди колонн, то стоящие между кирпичными столбами. Как правило, все Будды изначально белые, но с черными подтеками. А кое-где и нечто коричневое можно обнаружить, что усиливает сходство с кровоподтеками. Различны Будды и по внешнему виду. Маленькая скульптура идущего Будды своей босоногостью и кротостью так вообще несколько параллельна рублевским образам Христа. Его можно видеть около вата Трапхангнгоен (Traphang Ngoen), за ватом Махатхат. Там еще со всех сторон пруд с лотосами. Кстати, Рублев и сукотайские мастера создавали своих религиозных кумиров примерно в одно и то же время…

От вата Махатхат разумно повернуть направо и осмотреть дальше еще несколько ватов. Это, прежде всего, Чанасонкрам (Wat Chana Songkhram) со ступой в ланкийском стиле и возле него бронзовый памятник Раме Камхенгу. Красивый такой, породистый мужчина восседает на троне и держит перед собой каменную табличку, готовясь что-то на ней написать. Чуть дальше ват Саси (Wat Sa-Si), мало чем примечательный, и ват Сантапхадэнг (San-Ta-Pha-Daeng) с одиноким прангом с лестницей. Самая дальняя постройка в северной части комплекса - ват Сорасак (XV век).

ват Сисавай

Если же от вата Махатхат взять южное направление (налево), то вскоре придешь к величественному сооружению с тремя прангами - это ват Сисавай (Wat Sri Sawai), построенный в XII веке еще кхмерами из Ангкора. Этим, собственно, основные развалины Сукотая и исчерпываются.

ват Чанглом (Wat Chang Lom)

Наиболее интересен и легкодоступен ват Чанглом (Wat Chang Lom), расположенный за 1 км от входа на территорию парка. Это классический образец отделки сукотайских ступ, прекрасно сохранившийся. Вся соль в том, что платформа чеди украшена по периметру 36 фигурками слонов. Ступа посему очень напоминает мещанский буфет со слониками времен Хрущева. Вообще слоны вокруг чеди - это такая севернотайская фишка, кроме Сукотая много где еще встречающаяся. В противоположной стороне, к западу от городских стен (3 км), на холме стоит ват Сапханхин (Wat Saphan Hin). Хорош тем, что с холма открывается вид на все уже осмотренное туристом сукотайское безобразие. Неподалеку есть еще ват Чангроп (Wat Chang Rop) со слониками и земляная дамба, построенная в XIV веке и дающая жизнь милому прудику Праруанг (Phra Ruang).

Если выйти из Сукотая через северные ворота, то через 150 м будет ват Прапхайлуанг (Wat Phra Phai Luang), примечательный четырьмя разными Буддами: стоящий, идущий, сидящий, лежащий. Если же выходить через южные ворота, то там вскоре будет ват Четупон (Wat Chetuphon), который тоже с четырьмя Буддами в разных позах - видимо, для симметрии. А вот рядом с Прапхайлуангом находится интересный ват Сичум (Wat Si Chum) с огромным сидящим Буддой, зажатым кирпичными столбами. Этот не то ухмыляется, не то, наоборот, грустит - не поймешь.

Сисатчаналай (55 км к северу, Si Satchanalai) - развалины, как бы, «второго плана». Сисатчаналай в XIV-XVI веках имел статус второго города Сукотайского княжества, был центром гончарного производства и обеспечивал важную часть экспорта. Сейчас же городок больше славится сушеными лесными орехами «сисамронг» и традиционными шляпами. Территория в 10 раз меньшая, чем в Сукотае, всего 22 постройки, реставрировалось все гораздо менее тщательно, и в этом, возможно, прелесть. Осмотреть руины можно, купив в Сукотае комби-тикет за 150 бат и доехав на автобусе (ходит каждые полчаса). Туристов тут гораздо меньше, зато больше зелени, и уютнее. Сами руины - мини-версия Сукотая: кирпичные стены, рвы, ступы со слониками. Хороший вариант осмотра - на слонах, что особенно удобно, если приехал вдвоем, потому что слон забирает двоих пассажиров, не считая погонщика, который сидит на голове. Полчаса стоят 100 бат. В конце можно залезть на холм. Интересен также Музей древних гончарных печей в деревне Банконой (5 км на север, Ban Ко Noi). Они были раскопаны археологами из австралийской Аделаиды. Всего же, по их утверждениям, по берегам реки Йом было около 1000 печей. Печи овальные по форме и 7-8 метров шириной. Говорят, что их наличие опровергает гипотезу о том, что тайцы научились гончарству у китайцев.

Саванкалок (40 км на север, Sawankhalok) - в этом поселке, расположенном на пути к Сисатчаналаю, находится Музей древней керамики. Там, понятное дело, всякие горшки и скульптуры различных периодов, в том числе, и поднятые со дна Сиамского залива.

Кампангпет (75 км на юго-запад, Kamphang Phet) - городок на реке Пинг, стоит на границе равнины и гор. Тоже есть руины, вторичные по своей концепции и почти повторяющие Сукотай и Сисатчаналай. Они расположены к востоку от городка (15 км). Есть подозрения, что в сукотайские времена этот город возник на обломках бывшего монского, основанного в X веке.

Национальный парк Рамкамхенг (35 км на юг, Ramkhamhaeng) - иначе называется Кхаолуанг, расположен по дороге в Кампангпет. Природные прелести в виде скал-утесов (до 1200 м, с хорошей панорамой окрестностей) и водопадов соседствуют с местами археологических раскопок - ученые все ищут остатки сукотайского средневекового преуспевания.

Национальный парк Сисатчаналай (100 км на северо-запад, Si Satchanalai) - не путать с историческим парком того же названия! Здесь горы с тропическими джунглями, рядом с центральным офисом парка - красивый, но маленький водопад Татдуэн (Tat Duean). Есть две пещеры (одна - с летучими мышами) и горячий источник. От города можно добраться на местном автобусе.

วิรัตน์ เกตุระติ, 03/11/2017 13:56
สุโขทัยเป็นแหล่งที่น่าท่องเที่ยวมากคับ
Ваш комментарий: